С популяризацией сталка интернет наводнили фотографии заброшенных мест. Большинство – посредственны, малая часть – действительно достойны внимания, а некоторые – подобны картинам художников. И как-то у нас возник вопрос: встречаются ли заброшенные объекты в живописи? Оказалось, встречаются.
Поэтому было решено запустить нашем паблике ВК (https://vk.com/mirgss) серию постов под тегом #ГСС_объекты_глазами_художников
А чтобы содержимое постов не затерялось в ленте, мы постараемся группировать его в таких вот статьях.
1. Брагинский Виктор Эмильевич – Зарисовка усадьбы Пущино-на-Оке.
Усадьба Пущино-на-Оке (не путать с Пущино-на-Наре) находится на северо-западе современного города Пущино Московской области. Существует предположительно с 18 века, во второй половине 19 века подверглась перестройке, не завершённой из-за Первой Мировой войны. До 1971 года здание занимала сельская больница. В течение последующего десятилетия здесь снимались фильмы “Неоконченная пьеса для механического пианино” и “Несколько дней из жизни И. И. Обломова”. В настоящее время усадьба заброшена и в очень плохом состоянии. Современный вид здания запечатлён на пастельной зарисовке Виктора Брагинского.
А вот для проверки реалистичности наше фото, сделанное в марте 2014-го.
2. Горбатов Константин Иванович — “Потонувший город (Китеж)”, 1933 г.
На картине изображён Китеж, Китеж-град — мифический город, ушедший под воду. Согласно преданию, когда в 1237 году войска хана Батыя осадили этот прекрасный, но плохо защищённый город под Нижним Новгородом, произошло чудо: прямо на глазах Китеж стал исчезать под землёй, а на этом месте образовалось озеро Светлояр.
И в наши дни можно услышать немало легенд о таинственном озере. Говорят, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод Светлояра. Согласно легенде, исчезнувший Китеж-град должен «проявиться» в день Страшного Суда. Считается, что только те, кто чист сердцем и душой, смогут различить отражение церковных маковок и белокаменных стен и найти путь в Китеж. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой».
Начиная со второй половины XX-го века для изучения подводной части озера посылаются экспедиции, однако вопрос существования чудесного города до сих пор остаётся открытым.
3. Каспар Давид Фридрих — “Монастырское кладбище под снегом”, 1819г.
Каспар Давид Фридрих — один из крупнейших представителей романтизма в Германии. Стиль этот противопоставлял себя рассудочному, холодному классицизму, тяготел к драматичности и игре воображения.
Мистические пейзажи этого художника чаще являются плодом воображения, реально существующие места выступали для них лишь в качестве материала. Фантастическими объектами его изображения выступали по большей части различные руины и кладбища.
Каспар Давид Фридрих — “Крест и собор в горах”, 1812 г.
4. Шагал Марк Захарович — “Синий дом”, 1917 г.
На картине изображён Витебск. Родной и любимый город Шагала, о котором он всегда помнил и берёг эти воспоминания, несмотря на то, что уехал оттуда. Не случайно, когда живописцу выпала возможность посетить Советский Союз по приглашению Фурцевой, Шагал намеренно отказался от поездки в Витебск – хотел сохранить в душе старый город, город своей юности и первой любви.
На переднем плане — брошенный деревенский дом. То, что дом — синего цвета возможно, символизирует тоску по родному городу. Также синий можно назвать цветом воспоминания.
5. Рерих Николай Константинович — “Чудь под землю уходит”, 1928-1930гг.
Николай Рерих с семьёй много путешествовал (выступая также организатором) с экспедициями весьма широких целей. Эта картина написана после возвращения из длившейся пять лет Ценрально-Азиатской экспедиции; тогда Рерихи побывали в Индии, Монголии, Тибете, а в России — в Сибири и, в частности, на Алтае.
Художник вдохновился старинными алтайскими легендой о чуди — загадочном народе, однажды ушедшем под землю.
“Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями”.
Это второй вариант картины, существует первый с тем же названием, созданный в 1910 году.
7. Джон Констебл — “Замок Хэдли. Устье Темзы — утро после штормовой ночи”, 1829 г.
Джон Констебл, как и Каспар Давид Фридрих, является представителем романтизма. Он знаменит своими английскими пейзажами. В позднем творчестве у него возникают романтические мотивы – руины, бурные состояния природы. Появление в работах руин, обычно символизирующих бренность бытия, возможно, связано со смертью супруги в 1828г. В письме брату Констебл признавался, что после потери его дорогого «ангела» внешний мир навсегда изменился для него.
На картине «Замок Хэдли» изображены реально существующие руины замка Хадли (Hadleigh Castle), расположенного в графстве Эссекс, граничащем с Саффолком, где художник родился и работал. Замок был заложен после 1215 года одним из влиятельных дворян, спустя несколько десятилетий попавшем в немилость, из-за чего замок был конфискован в пользу короны. Спустя столетие замок был перестроен. Далее возникла традиция передавать его в собственность королевским супругам. В 16 веке замок был продан и почти полностью разобран на камни для других построек. Это в сочетании с постоянным проседанием укрепления, построенного на слишком мягком грунте, привело к его разрушению.
Сегодня замок Хадли существует практически в том виде, в каком изображён на картине. Он находится под охраной как памятник истории и открыт для посещения.
8. Джон Констебл – “Стоунхэндж”, 1835 г.
Констебл писал акварелью всю жизнь, однако обращение к этой технике в 1830-е было отчасти вынужденным: Художник на закате жизни (он умрёт в 1837) страдал ревматизмом, и писать маслом стало слишком трудно.
Экспрессивная, свободная манера отражает вольный дух романтизма. Дряхлые развалины контрастируют с грозовым небом.
Что касается тематики, художник не изменил себе: на картине изображён находящийся в Англии кромлех Стоунхэндж.
Автор статьи: Аквель
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Наш канал на YouTube
Экскурсии по заброшенным и подземным объектам