Железные дороги в картинах русских художников

Железная дорога… Эти слова навевают мысли о путешествиях и других краях. Это брутальная красота техники, составов и локомотивов, путей, уходящих куда-то за горизонт. Это чуть тревожное ожидание, расставания и встречи. А для кого-то и непростая работа, повседневность. Мало кто может отрицать, что железная дорога обладает своей особой романтикой.

И, конечно же, железная дорога с самого начала не могла не остаться без внимания художников.

В этой статье — обзор картин на эту тему, опубликованных в нашем паблике ВКза время существования рубрики.

1. Поезда к концу 19 века – уже обыденность. Исаак Левитан косвенно связан с железной дорогой: его отец был мелким железнодорожным служащим, здесь прошло и детство художника. Картина кажется типичной для Левитана, прославившегося своими изображениями природы. Пейзаж пасторальный: излёт знойного летнего дня, буйство трав. Но уже не так ожидаема притягивающая взгляд точка – приближающийся паровоз, который заметен благодаря испускаемым клубам белоснежного пара.

Исаак Ильич Левитан – «Поезд в пути», 1895 г.
Исаак Ильич Левитан – «Поезд в пути», 1895 г.

2. На этих картинах резкий перенос почти на 70 лет вперёд, в совершенно иную эпоху. И атмосфера другая: не мирный, залитый мягким солнцем вечер, а зимняя стужа, вероятно, утренняя. Локомотивы – тяжёлые, холодные. В небо поднимается столб дыма: это ещё паровозная эра.

Георгий Григорьевич Нисский – «На путях. Утро», 1957 г.
Георгий Григорьевич Нисский – «На путях. Утро», 1957 г.
Георгий Григорьевич Нисский – «В пути», 1964 год.
Георгий Григорьевич Нисский – «В пути», 1964 год.

3. А вот у художника Дородницына почти на всех рисунках — сплошь пути, вагоны, семафоры. Интересно, что можно предположить, что за реально существующие места на них изображены. Московская Окружная дорога сегодня занимается пассажирскими перевозками и носит название «МЦК», силуэт высотки в обоих случаях более всего напоминает ГЗ МГУ. Учитывая видимый силуэт города и видимые участки ж/д, можно предполагать, что это на первой картинке участок у метро Ленинский проспект, на второй — у метро Студенческая.

Вениамин Павлович Дородницын – «Московская Окружная дорога», 1960-е
Вениамин Павлович Дородницын – «Московская Окружная дорога», 1960-е
Вениамин Павлович Дородницын – «Вид на высотку от Московской окружной дороги», 50-60-е
Вениамин Павлович Дородницын – «Вид на высотку от Московской окружной дороги», 50-60-е

4. В подборке это, наверное, моя любимая картина. Здесь точка, из которой она была написана, тоже очень конкретна. По рассказу самого художника, он тогда бродил по своему городу в поисках удачных ракурсов, «то, что в Минске интересно и другие не замечают (…) Заходил во дворы, поднимался на чердаки и крыши. Минск тогда бурно строился. Краны торчали повсюду. Рабочие меня прогоняли, но я залез на пятый этаж. Глянул и обалдел. Холст у меня был при себе, и я тут же написал большой этюд. Пришел в мастерскую и сразу начал картину». Судя по карте, дом, послуживший Маю Данцигу наблюдательной точкой, находился (а, может, стоит там и сейчас) в самом начале проспекта Независимости (тогда ещё Ленинский проспект). Справа вдалеке мы видим покрытые снегом узнаваемые башенки Красного костёла, в центре вверху, срезанное верхом картины тёмное здание — Дом правительства, а железнодорожные пути принадлежат к не попавшему «в кадр» Минскому вокзалу. Это урбанистическая красота города, энергичная динамика кубов и линий, напоминающая красоту завода.

Май Вольфович Данциг – «Мой Минск», 1968 г.
Май Вольфович Данциг – «Мой Минск», 1968 г.

5. Здесь художник сыграл на контрасте современного поезда и старинной избы. И эффект удивительный: несмотря на то, что картина, скорее всего, точно повторяет реально существующее место, в этом окружении поезд — словно футуристический объект, случайно вывалившийся из дыры в пространстве-времени и стремительно проносящийся мимо вышедших посмотреть селян.

Владимир Владимирович Животков – «Скорый», 1970-е
Владимир Владимирович Животков – «Скорый», 1970-е

6. Картина немного необычного изобразительного стиля — словно заглянул в очки слишком большой оптической силы, и документально точно выписанная — словно переносит в солнечные дни конца апреля, а ты высунулся из окошка медленно ползущего поезда, и переполняет особенное весеннее чувство счастья. Впереди видна высотка на площади Красных Ворот.

Александр Николаевич Петров — «Москва. Казанский вокзал», 1981 г.
Александр Николаевич Петров — «Москва. Казанский вокзал», 1981 г.

7. Несмотря на название, на картине не Америка, а Ленинград. Американский мост — это группа железнодорожных мостов через Обводный канал. Это, долгое время неофициальное, название дала мостам оригинальная конструкция, специально разработанная для этого проекта американским инженером Уильямом Гау.

Гудзенко Родион Степанович — «Американский мост», 1990 г
Гудзенко Родион Степанович — «Американский мост», 1990 г

Автор статьи: Аквель

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.