Железная дорога… Эти слова навевают мысли о путешествиях и других краях. Это брутальная красота техники, составов и локомотивов, путей, уходящих куда-то за горизонт. Это чуть тревожное ожидание, расставания и встречи. А для кого-то и непростая работа, повседневность. Мало кто может отрицать, что железная дорога обладает своей особой романтикой.
И, конечно же, железная дорога с самого начала не могла не остаться без внимания художников.
В этой статье — обзор картин на эту тему, опубликованных в нашем паблике ВКза время существования рубрики.
1. Поезда к концу 19 века – уже обыденность. Исаак Левитан косвенно связан с железной дорогой: его отец был мелким железнодорожным служащим, здесь прошло и детство художника. Картина кажется типичной для Левитана, прославившегося своими изображениями природы. Пейзаж пасторальный: излёт знойного летнего дня, буйство трав. Но уже не так ожидаема притягивающая взгляд точка – приближающийся паровоз, который заметен благодаря испускаемым клубам белоснежного пара.
2. На этих картинах резкий перенос почти на 70 лет вперёд, в совершенно иную эпоху. И атмосфера другая: не мирный, залитый мягким солнцем вечер, а зимняя стужа, вероятно, утренняя. Локомотивы – тяжёлые, холодные. В небо поднимается столб дыма: это ещё паровозная эра.
3. А вот у художника Дородницына почти на всех рисунках — сплошь пути, вагоны, семафоры. Интересно, что можно предположить, что за реально существующие места на них изображены. Московская Окружная дорога сегодня занимается пассажирскими перевозками и носит название «МЦК», силуэт высотки в обоих случаях более всего напоминает ГЗ МГУ. Учитывая видимый силуэт города и видимые участки ж/д, можно предполагать, что это на первой картинке участок у метро Ленинский проспект, на второй — у метро Студенческая.
4. В подборке это, наверное, моя любимая картина. Здесь точка, из которой она была написана, тоже очень конкретна. По рассказу самого художника, он тогда бродил по своему городу в поисках удачных ракурсов, «то, что в Минске интересно и другие не замечают (…) Заходил во дворы, поднимался на чердаки и крыши. Минск тогда бурно строился. Краны торчали повсюду. Рабочие меня прогоняли, но я залез на пятый этаж. Глянул и обалдел. Холст у меня был при себе, и я тут же написал большой этюд. Пришел в мастерскую и сразу начал картину». Судя по карте, дом, послуживший Маю Данцигу наблюдательной точкой, находился (а, может, стоит там и сейчас) в самом начале проспекта Независимости (тогда ещё Ленинский проспект). Справа вдалеке мы видим покрытые снегом узнаваемые башенки Красного костёла, в центре вверху, срезанное верхом картины тёмное здание — Дом правительства, а железнодорожные пути принадлежат к не попавшему «в кадр» Минскому вокзалу. Это урбанистическая красота города, энергичная динамика кубов и линий, напоминающая красоту завода.
5. Здесь художник сыграл на контрасте современного поезда и старинной избы. И эффект удивительный: несмотря на то, что картина, скорее всего, точно повторяет реально существующее место, в этом окружении поезд — словно футуристический объект, случайно вывалившийся из дыры в пространстве-времени и стремительно проносящийся мимо вышедших посмотреть селян.
6. Картина немного необычного изобразительного стиля — словно заглянул в очки слишком большой оптической силы, и документально точно выписанная — словно переносит в солнечные дни конца апреля, а ты высунулся из окошка медленно ползущего поезда, и переполняет особенное весеннее чувство счастья. Впереди видна высотка на площади Красных Ворот.
7. Несмотря на название, на картине не Америка, а Ленинград. Американский мост — это группа железнодорожных мостов через Обводный канал. Это, долгое время неофициальное, название дала мостам оригинальная конструкция, специально разработанная для этого проекта американским инженером Уильямом Гау.
Автор статьи: Аквель
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Наш канал на YouTube
Экскурсии по заброшенным и подземным объектам