Несколько лет назад под Воскресенском можно было встретить настоящего стального монстра. Никто из видевших его не остался равнодушным. Ещё бы! Это настоящий пришелец из мира стим-панка. Правда, привод у него электрический, а не паровой.
Мы несколько раз посещали карьер, где работал данный абзетцер. Впервые побывали у него летом 2013-го, когда экскаватор вовсю распахивал своим рабочим органом породу и нагружал небольшие составы.
По временной железнодорожной ветке, по которой курсировали эти составы, мы добирались до карьера.
Путь по ней был своеобразной настройкой на встречу с абзетцером. Топаешь по заросшей «железке» сквозь лес. На рельсах едва заметный накат. И знаешь, что полумёртвая «железка» приведёт тебя к объекту.
Путь не близкий. Что от Шиферной, что от Цемгиганта приходилось изрядно прогуляться. На машине к абзетцеру никогда не ездили. Ибо не канон. Это ведь своего рода паломничество…
Сперва на пути нас встречал огромный драг-лайн производства НКМЗ.
Кстати, именно он является по-настоящему шагающим. У него есть ноги, похожие на куриные голяшки. Однако, эти голяшки прекрасно поднимают всю тушу экскаватора и переносят за один шаг на 1-2 метра.
А абзетцер обозвали шагающим скорее за компанию. Так-то у него гусеничный ход.
Рекомендую посмотреть коротенькое видео на эту тему. Заодно в нём показана работа абзетцера.
10 декабря 2022
3:02
На подходе к работающей громадине становится немного не по себе.
Вдруг, сейчас зацепит чем-нибудь? Или поедет? Бред, конечно. И всё же…
Многоковшовый рабочий орган абзетцера – это что-то с чем-то. Он подвешен к мощной и не очень длинной (относительно самого экскаватора) стреле на системе тросов и блоков.
В процессе работы, цепь с ковшами приходит в движение, и подобно бензопиле грызёт массив добываемой породы.
Каждый ковш захватывает порцию породы и утаскивает её внутрь надстройки, чтобы потом передать на транспортерную ленту.
В это время очередной состав подползает к месту по кривым временным путям.
Стрела с транспортерной лентой повисает над вагоном и щедро отсыпает добытую породу.
Вагоны загружаются по очереди, а потом состав уходит на комбинат.
Каждое действие абзетцер предваряет громким сигналом. Чтобы все вокруг знали, что он сейчас будет делать. Таблица с расшифровками сигналов размещена на видном месте.
Пока состава нет, абзетцер отдыхает. Работа у него, не сказать, что напряжённая. Может, раньше работал постоянно. Но в 2013-2015-м, например, интервал между загрузкой составов составлял несколько часов.
Иногда мы по лестницам забирались внутрь, и операторы любезно проводили нам небольшую экскурсию.
Обычно операторы просили не снимать, чтобы им от начальства не прилетело. Так что фотографий изнутри я по-честному не делал.
А когда в 2020-м последний раз посетил абзетцер, как-то было не до фоток… Мы прощались с огромной машиной.
Фото взято с https://pastvu.com. 1985-1986 гг. Рабочие СМУ на фоне Takraf Ers-710. Завершение монтажа одного из Takraf 710 -х на карьере 15. Видно еще не полностью снятые леса. Где-то за границами кадра второй экскаватор и отвалообразователь.
Фото взято с https://pastvu.com. 1997-1999 гг.Разработки 15го карьера. ERs-710 пока что еще в двух экземплярах в комплексе с отвальным мостом.
Фото взято с https://pastvu.com. 1997-1999 гг. Завершение разработки 15го карьера.
В те дни новость о том, что абзетцер всё-таки распилят разлетелась быстро. И к стальному гиганту пришло много гостей.
Рядом стоял драг-лайн, также ожидающий распила.
В последний раз мы обошли вокруг абзетцера, прогулялись по его внутренностям.
Сделали каноничную фотографию с восседанием на огромных траках,
и отправились дальше по маршруту.
В тот день нас ещё ждала старая фосфогипсовая гораи удивительная находка на заброшенных очистных.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!