Есть реки, в которые хочется вернуться. Потому что они красивые, имеют свою историю, много интересных точек. И есть реки, пройдя которые, ставишь в уме галочку, что сходил и молодец. Больше в ней делать нечего.
К таким рекам я отношу Кипятку. Это мнение субъективное. Кто-то из заядлых речников может не согласиться. Что ж, на вкус и цвет все фломастеры разные.
Любопытна Кипятка своим названием. Казалось бы, при чём тут кипяток? Наверное, на берегу речки стояло какое-нибудь предприятие со сбросом горячей воды? Нет. Название пошло от быстрого и бурного течения. Кому-то казалось, что вода будто кипит. Там и приклеилось название. В свою очередь, бурное течение было обусловлено рельефом. На плане Москвы 1952-го года хорошо видно, что река вырыла себе глубокий овраг. Это ясно по плотному расположению горизонталей вдоль русла.
Кипятка на плане Москвы 1952-го года
У реки также есть второе название – Голенищевский овраг, полученное по селу Троицкое-Голенищево. И тут в самом названии подтверждается, что русло реки проходило по оврагу.
С названием разобрались. Погнали внутрь!
Водовыпуск диаметром 1,5 метра стоял затопленным на половину. На входе намыло приличное количество ила.
Изнутри труба санирована пластиком. Это хороший признак. Значит, за коллектором следят.
Мосводосток в целом хорошо и по-честному содержит своё обширное хозяйство. И всё же некоторым коллекторам требуется чуть больше внимания.
Дохожу до первой камеры.
Распрямляюсь. Разминаю шею и спину. Проверяю, как там товарищи.
Камрады пока превозмогают припортальный участок.
В камере наведён марафет. Стены в свежем бетоне. Лестница хоть и подёрнулась ржавчиной, но относительно новая.
Идём дальше.
Выше по течению картина становится чуть депрессивнее, но и одновременно привычнее.
Обратили внимание, сколько на лестнице мусора? Он на каждой перекладине, до самого потолка камеры. Это говорит о том, что в дождь коллектор заполняется полностью.
После ещё одной камеры попадаем в широкий участок (или длинную камеру).
Справа на фото – труба, из которой мы вышли. А слева – труба небольшого диаметра, куда также убегает речная вода. Микро-обгонник? Помнится, на гольф-поле, что рядом, есть пруд. Может ли эта труба питать его водой? Без геоподосновы на этот вопрос не ответишь.
Основной диаметр остаётся прежним -1,5 метра. Так что продолжаем путь.
Последующие камеры и участки коллектора имеют всё более и более дикий вид. Размывы дна, сталактиты, некоторые смотровые колодцы завалены грунтом.
Затем нам попадаются несколько смотровых колодцев без лючков.
Выглядываем из одного такого и видим русло старого оврага. Его склоны поросли деревьями, а на дне почти метровый слой снега. Из-за деревьев выступают контуры зданий.
Тут-то и протекала Кипятка до того, как её убрали в коллектор. Поглядели на поверхность, да и хватит. Шагаем выше по течению.
Новенькая «прагма» выглядит для этих мест весьма контрастно. Врезка сделана, как надо. Следовательно, это не чей-то колхоз. А штатная подключка.
Коллектор всё больше походит на естественную пещеру, и всё меньше на искусственное сооружение. Чем ближе к истокам, тем натёчки становятся ядрёнее и кажутся старше.
И вот, диаметр уменьшается до 1-го метра. Мы и по такому лазали. В данном же случае нет смысла рачить дальше. Мы добрались до места, где находились верховья реки. Выше по течению диаметр будет только уменьшаться. Исключения случаются, но это не значит, что стоит каждый рачник проползать на брюхе. Для исключений должны быть конкретные предпосылки.
Возвращаемся к открытым люкам на дне оврага и там выбираемся на поверхность.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!