Араповский подземный монастырь

Думали, что нашли барсучью нору, а это оказался вход в подземный монастырь

Перебравшись через речку по стволу поваленного дерева, мы очутились у подножья обрывистого склона. Оголённый массив песчаника был испещрён отверстиями. В некоторых из них гнездились ласточки.

01
02

Над камнями потрудилась не только природа, но и люди — многочисленные надписи, покрывали плоские поверхности.

03
04

Однако, предметом нашего интереса были вовсе не выходы песчаника, и тем более не «наскальная живопись». Мы пришли сюда в поисках подземного монастыря.

Сперва отыскали небольшой грот.

05
06

И пещеру, обозначенную как «отшельническая келья».

07

Келья оказалась совсем небольшой: длиной 5-6 метров и шириной около 3-х. А высота едва достигала 1,5 метров. Очень уж тесные условия для подвижничества.

08

Да и вход узковат.

09

Но где же монастырь? Вход должен быть где-то поблизости… Прошли ниже по течению реки, тщательно осматривая каждый массив обнажённого песчаника.

По пути приметили барсучью нору. Вроде бы нора и нора. Только у входа очень уж натоптано, и сверху лежит металлический лист.

10

На всякий случай сверяюсь с навигатором и понимаю, что это и есть вход в Араповский подземный монастырь. Мы настолько очаровались своими ожиданиями, что едва не проворонили столь невзрачный залаз.

Слева от входа нашли любезно оставленную кем-то карту, прижатую цементной табличкой «стена песков».

11
12

В прочем, у нас уже была такая карта. И даже в цвете.

13

Изображение взято с http://oouu.ru/travel/tula-obl/arapovskie

На карте серым цветом отмечена часть пещер, которые не сохранились до нашего времени. Причина их исчезновения точно не установлена. Одни источники утверждают, что эту часть уничтожили по приказу Тульской духовной консистории в 1856-м году. Другие указывают на природные процессы – оползни и постепенный размыв берега. Второй вариант выглядит вполне правдоподобным. Ведь пещеры вырублены в мягком песчанике, который по своим свойствам скорее ближе к очень плотным пескам, чем к скальному грунту. Также тут может иметь место совокупность указанных факторов.

И раз уж речь зашла о происхождении подземного монастыря, то совершим краткий экскурс в его историю.

Существует несколько версий. По одной из них, люди в системе жили ещё в каменном веке. По другой – пещеры были частью оборонительной системы крепости, расположенной на месте села Гремячее в 15-16 веках. Но никаких доказательств в пользу этих двух версий нет.

А вот версия о культовом назначении пещер вполне правдоподобна и обоснована. В Тульском областном архиве найден документ — “Дело об уничтожении пещер, вырытых близ деревни Тетяковки Венёвского уезда казенными крестьянами для уединения и богомолия”, начатое Тульской духовной консисторией 20 сентября 1855 года и оконченное 12 сентября 1856 года. Также в “Тульских епархиальных ведомостях” за 1894 год была опубликована статья А. И. Миловидова  “Село Гремячее и гремячевская церковь до Петра Великого”, в которой упоминается подземный монастырь.

14

Изображение взято с http://oouu.ru/travel/tula-obl/arapovskie

В 1849 году инициатором работ стал крестьянин Яков Павлов. Он задумал создать аналог Киево-Печерской лавры. Многим односельчанам из Староказачьей слободы села Гремячее столь амбициозная идея пришлась по душе, и они поддержали Якова.

Местное духовенство, узнав о подземных молебнах, не пожелало иметь такую конкуренцию. Посему было проведено расследование и по его результатам 12-го марта 1856 года вышел приказ Тульской духовной консистории о запрете на посещение пещер и об их уничтожении.

Являлся ли Араповский монастырь пристанищем секты «хлыстов» (фанаты БДСМ-вечеринок) — вопрос открытый. С одной стороны, в то время в Российской Империи стали множиться различные псевдо-христианские течения, которые оказывали деструктивное влияние на своих адептов. И с ними следовало бороться решительно и без проволочек.

С другой — отток прихожан негативно сказывался на доходах и авторитете местных священнослужителей. Да и вряд ли Яков получил от них благословение на организацию монастыря. Что тоже являлось серьёзным основанием для закрытия подобного проекта.

Честно говоря, когда мы оказались внутри, у меня возникла куча вопросов о том, как эту систему ходов могли использовать в качестве монастыря. Где спали? Где продуктовый склад? Отхожее место? Дегазационная камера, дизель-генератор и медицинский блок? Стоп! Кажется, увлёкся…

Итак, лезем. Проползя несколько метров на корячках, мы смогли встать в полный рост. Высота коридоров в подземном монастыре около 2-х метров, а ширина около 1 метра. Не то, что в Силикатах…

15

Проходим перекрёстки.

16

И добираемся до места, помеченного на карте как «обвальный конус». Ход здесь идёт вниз, но замыт песком. Вероятно, там и находилась основная часть подземного монастыря. Потому что доступные на сегодняшний день гроты хотя и имеют обозначения «Церковь» и «кельи», но мало им соответствуют из-за своих скромных габаритов.

17

В боковой нише находим записку с пожеланием: «Хочу, чтобы ко мне вернулась удача!»

18

Решаем обследовать правую часть пещер. Она расположена чуть ниже основного коридора и местами подтоплена.

19
20

Тут расположены маленькие гроты, в которых можно разве что присесть, но уж никак не жить.

21
22

Южная часть системы (от точки «10» на карте), похоже, не была завершена до конца, т.к. высота ходов в ней от 1,5 метров и меньше (Низкий потолок! Силикаты, б…дь!).

23

В помещении «3» нашли выцветшие иконы, красную ленту и огарки свечей в нишах. Кто-то решил возродить старый культ?

24
25

Перемещаемся в левую часть системы.

26
26а

В ней расположен грот под названием «Церковь» (на схеме «5»). В длину он около 6 метров, а в ширину – 2 метра. Свод грота находится на высоте около 4-х метров. Не понятно, как тут могли собираться прихожане и проводить службы (или оргии?), но для ночёвки этот грот уже вполне пригоден.

27
Untitled

В гроте, отмеченном на карте цифрой «2», в стене обустроен выступ, вероятно служивший алтарём.

29

В общем, наши умы, избалованные видами огромных ЗКП и многокилометровыми штреками кавказских рудников, отказывались принять идею о том, что это место когда-то было монастырём. Малой его частью – да. Полноценной и самодостаточной системой – нет.

Но это лишь наше мнение, и оно нисколько не умаляет великолепия подземного сооружения! А вот следы некоторых посетителей портят это великолепие. Стены монастыря усеяны дебильными надписями современных питекантропов и местами покрыты обильной копотью.

30
31
32
33

В прочем, чему удивляться, если в Москве крушат объекты культурного наследия под площадки для «человейников»? Остаётся надеяться, что Араповский подземный монастырь хотя бы не начнёт разрушаться из-за чьих-нибудь досужих ручонок…

34
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.