Прошло много лет, так что состояние объектов может значительно отличаться от нынешнего. Фото с заваленным горизонтом – это +100 к ламповым воспоминаниям=)
Тот день выдался обильным на объекты. Но с их сохранностью дела обстояли худо.
С утра заглянули на свеже заброшенные армейские склады.
Ещё не срезали цепь на воротах и не заросла КСП, а мародёры (или хитрые прапоры?) уже растащили всё имущество под ноль. В ангарах лишь ветер мышей щекотал.
Потом посетили местное районное бомбоубежище на несколько тысяч укрываемых.
Его тоже распотрошили. Но хотя бы инженерные системы не тронули.
В цех у железной дороги даже не полезли. Заглянули в разбитые окна и, узрев мерзость запустения, направились к последнему в списке объекту.
Это сейчас в баянном недострое мы можем увидеть особую эстетику, а тогда – даёшь сохран и точка! Молодые были… *выразительные звуки старческого кряхтенья*
Последним пунктом значился «заброшенный ПТУ???». Именно так, со знаками вопроса. Назначение объекта не удалось точно определить из открытых источников.
Первое, что привлекло внимание – целые окна.
То есть гей-парады на объекте ещё не проводились.
При осмотре территории заметили в дверном проёме грустный профиль Ленина.
Ильич грустил в учебной мастерской.
Что ж, логично. Мастерская в ПТУ.
Но спустя минуту наш товарищ нашёл табличку, которая доверительно сообщила, что никакое это не ПТУ. А некое учебное подразделение 12-го ГУМО, т.е. связанное с ядерным оружием.
Мы тут же поспешили в основные корпуса. Распахнутые ворота привели нас в помещения ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть). Она была разбита на несколько секций. С чем именно работали в каждой секции уже сложно сказать.
Но очевидно, в своё время здесь велась серьёзная подготовка. Не только книжки читали, да конспекты в тетради записывали.
Наглядные пособия и агитация советской эпохи — это прям отдельный вид искусства. Ведь многое выполнялось руками самих сотрудников/учащихся/военнослужащих. Да и содержание часто весьма информативное.
Также тут были лекционные аудитории.
И специальные классы для просмотра диафильмов.
Правда, проекторы уже раздолбасили. Чтоб не достались врагу, вероятно.
Актовый зал.
Классы с макетами боевых частей ракет.
Разорённая библиотека. Сколько бродим по заброшкам, но привыкнуть к такому виду всё не получается… Книги – это, пожалуй, единственное, что мы иногда забираем с объектов. Не все, разумеется.
Находишь 2-3 наиболее интересных экземпляра. Притаскиваешь домой. Протираешь от пыли, подклеиваешь при необходимости. Потом они с очень востребованным видом лежат на полке несколько месяцев, а после отдаются в какой-нибудь краеведческий музей или камраду, который действительно будет ими пользоваться. Зачем такие сложности? Наверное, сказывается установка из детства – книги надо беречь! В прочем, неплохая установка.
А вот хабарить книги ради коммерческой выгоды безыдейно. Во-первых, этический аспект – после нас должно остаться также, как было и до нас. Во-вторых, на Авито за них дают сущие копейки. В-третьих, попытка вывоза большого объёма на макулатуру может окончиться фееричной историей. Как-нибудь поведаю о парочке таких. Очень поучительно.
В подвалах царила своя атмосфера. Часть была завалена хламом, а часть – переоборудована под противорадиационное убежище и склад (свалку?) средств индивидуальной защиты.
Здесь были вожделенные многими «хомяки», и ещё более вожделенные регенеративные патроны для изолирующих противогазов. Однако, «хомяки» оказались порезаны, а РПшки поголовно просрочены.
Кроме этого, в подвале нашёлся стенд со вскрытыми контейнерами, отмеченными знаком радиоактивности. На поверку ни один из них не фонил.
В кабинетах наверху обнаружили немало данных о преподавателях. Но, учитывая неспокойное время и фактор дурака, выложим лишь коллективное фото без указания должностей и фамилий. Так что бывшие учащиеся и сотрудники, возможно, узнают людей и место, а остальным это без надобности.
Осмотрев все помещения, мы направились к выходу.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!