У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

Да и не прям чтобы потерялась… Однако, появились основания для сомнений. Верно ли определена принадлежность коллектора реки?

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

Несколько лет назад мы активно посещали подземные реки Москвы в процессе работы над книгой о них. Обследовали множество коллекторов и открытых русел. Собирали и анализировали данные из всех доступных источников. Если не могли точно утверждать, что коллектор относится к какому-либо водотоку, то не включали его в книгу. Под конец работы у нас скопилось несколько десятков таких объектов. И если дело всё-таки дойдёт до 2-го издания книги, то… А в прочем, не о том речь.

К некоторым коллекторам до сих пор есть вопрос: какая река или ручей сейчас текут в них? Далеко не всегда трассировка коллектора повторяет открытое русло. Не все ручьи и малые реки в пределах Москвы наносились на городские планы. Порой о водотоке имеются лишь скромные словесные описания и ничего более.

Вот, что можно найти про Буданку в книге Ю.А.Насимовича «Реки, озёра и пруды Москвы»:

«БУДАНКА (Нестерук, 1950; Агеева, 1985; УМ-03) – маленький п.

пр. р.Москвы. Дл. не более 200 м. Теперь не существует. Вытекала

из пруда на площади перед Киевским вокзалом (Нестерук, 1950).

Р.А.Агеева (1985) связывала гидроним со словом “буд” – постройка,

будка. Позднее (УМ-03) название рассматривалось как антропоними-

ческое (например, от фамилии Буданов).»

Буданка на плане Москвы 1881-го года

Буданка на плане Москвы 1881-го года

На старых картах есть только пруд. Ни реки, ни ручья, ни открытого канала. Значит, надо разбираться на месте.

В итоге, коллектор нашли и посетили. Его верховья точнёхонько попали на местоположение пруда. Мы заполнили описание реки и поставили галочку в рабочем списке. И в награду себе купили по нажористой шаверме!

А спустя 4 года после выхода книги наш коллега по цеху, Илья Беляцкий, изрядно озадачил меня сообщением:

Не подскажешь по Буданке?

Туда есть два портала. Один старый, заваленный грунтом в конце. Другой новый, санированный пластиком. В новом через метров 30 полуметрового рачла, есть перепад на высоте 1.8 метра тоже рачный. Возможен ли через него залаз в историческую часть (Яйцо)? Или только через люк?»

Моя первая реакция была, как в мультике «Ух ты, говорящая рыба!»

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

Но я знаю, что Илья опытный речник, готовый идти до самых непроходимых верховий, чтобы всё подробно исследовать. Он хорошо знает матчасть и исторический аспект. И не стал бы задавать праздных вопросов.

Что ж, время поностальгировать. Я открыл папку с фотографиями Буданки и стал восстанавливать в памяти наш маршрут по ней.

Зима. Мокрый снег и ветер. Мы решили не пытать удачу с лючками, а сразу заходить через портал. Чтобы не ошибиться.

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

Сначала железобетонные трубы диаметром 1,6 метра. Не «историчка». Но выводы делать рано, могла быть реконструкция.

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

Проходим около 50 метров и оказывается в яйцеобразном коллекторе. Это уже «историчка»!

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

Яйцеобразный коллектор по направлению к Москве-реке засыпан грунтом и строительным мусором. Буданка теперь уходит вправо, в новый рукав из железобетонных труб (по которому мы зашли сюда).

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

Заметно, что трубы не просто вкорячили в «яйцо». В месте сопряжения сохранился коротенький круглый участок из керамического кирпича. Он похож на старый конструктив, но его могли выложить из кирпича для того, чтобы проще сопрягать ж/б трубы с «яйцом». На второй вариант указывает неряшливое обрамление проёма и лотка. Если бы всё строили одновременно, то сопряжение было бы выполнено аккуратно. Как например, в Даниловском ручье.

Но сейчас ломать голову над этим нет особого смысла. Идём в верх по течению.

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

По ходу движения встречаем симпатичные смотровые колодцы. От люков раздаётся характерное «бум-бум». Значит, они на проезжей части.

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

Коллектор Буданки коротенький, но имеет свои небольшие притоки.

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

По большей части они либо сухие, либо замыты грунтом.

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

Основной же коллектор в хорошем состоянии. Водичка бежит по лотку, мусора мало, ила или песка нет вовсе.

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…
У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

Довольно скоро мы прибыли в камеру, где яйцеобразный коллектор сменился двумя трубами малого диаметра. Туда даже на пузе вряд ли проползёшь.

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

К счастью, лестница оказалась исправна и по люку не катались автомобили. Мы постояли три минуты, послушали – убедились в безопасности выхода. Затем открыли лючок и выбрались на поверхность прямо перед Киевским вокзалом. Я сверился с наложением старых карт. Всё совпадает. Раньше тут был пруд. А камера, из которой мы выбрались, раньше принимала в себя излишки воды из пруда.

Как видите, никакого перепада. И никаких полуметровых труб в припортальной части.

Так куда же тогда попал Илья? Мы с ним несколько раз уточнили положение портала. Получалось, что говорим вроде об одном и том же портале. Но коллекторы посетили разные!

Понимаю, со стороны это кажется пустым поводом для беспокойства. И всё-таки подобные случаи крайне любопытны и даже полезны. Благодаря им обнаружили немало старинных подземных сооружений (речь не только про Москву). Искали одно, а нашли другое.

Что если наш коллега отыскал часть канализационного коллектора 1-й очереди? По его словам, воды там не было. И вид он имел запущенный. Такие участки порою отсутствуют на геоподосновах. А значит, это открытие! Локальное, скромное, но открытие.

Ниже пара фотографий с позволения автора.

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…
У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

Так что же с Буданкой? Позже мы разобрались с порталами. Оказывается, рядом с местом, где Буданка впадает в Москву-реку, находится ещё один портал, в который по началу и попал Илья. В Буданке он тоже побывал и подтвердил, что наша версия в книге – правильная. Можем спать спокойно.

А вот со сделанным открытием ещё предстоит поработать и собрать больше информации, чтобы точно идентифицировать найденный коллектор.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Больше отчётов на нашем сайте

Экскурсии по заброшенным местам и подземным рекам

У Киевского вокзала потерялась подземная река Буданка. Но это не точно…

Книга о подземных реках Москвы

Книга “Эпидемия добра”

Добавьте описание

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.