Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

Среди наших отчётов в последние три года часто встречаются повествования о заброшенных железнодорожных ветках. Хотя раньше мы не воспринимали их, как самостоятельные объекты для посещения. Понятно, что брошенная «железка» может привести к интересному месту. Но достойна ли она отдельного внимания? В нашем случае оказалось, что да. И не только из-за особой эстетики.

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

Весной 2020-го мы решили сделать дрезину для поездок по уже мёртвым «железкам». Сначала хотели «изобрести велосипед» и сделать свой агрегат с нуля. Даже съездили в музей УЖД в Ленинградской области (мужики целое депо в чистом поле отстроили! Там куча раритетной УЖДшной техники), чтобы проконсультироваться с тамошними умельцами, которые сделали дрезину для поездок по узкоколейке.

Фото взято с https://vk.com/uzd_spb

Фото взято с https://vk.com/uzd_spb

Фото взято с https://vk.com/uzd_spb

Фото взято с https://vk.com/uzd_spb

Взвесив все «за» и «против» решили, что занятие это хлопотное. А среди нас вдохновлённых механиков нет. Требовалось более простое решение, чтобы больше кататься и меньше саночки возить.

Оно пришло к нам во время выброски из коллектора очередной реки. В тот день было жарко, а коллектор оказался «рачным» и заиленным. Поэтому на поверхность мы вылезли мокрыми, грязными и чертовски уставшими. Вылезли на какой-то парковке, закрыли за собой лючок, и уселись на бордюр, чтобы перевести дух.

И тут Тихий тронул меня за плечо и указал на стоявший рядом автомобиль «Ока»:

– Может она пролезет в колею? – спросил он.

Я сразу понял, что имел в виду товарищ, и загуглил параметры «Оки». Ширина передней колеи – 1210мм. Следовательно, она с запасом влезала в стандартную железнодорожную колею (1520мм). Требовались лишь уширяющие проставки, чтобы катки встали на рельсы.

Идея поразила своей простотой! Т.е. мы разом решали кучу проблем: корпус, трансмиссия, тормозная система и прочее. Всего-то надо переобуть «Оку»! Мы тогда ещё не знали, во что это превратится…

Начали, конечно, с приобретения самого автомобиля. Разумеется, купили автохлам, который только чудом оставался на ходу. Ураганить хороший автомобиль было бы жалко, да и стоил он дороже.

Фоточка а-ля 90-е, сделанная на плёночный «Зенит»

Фоточка а-ля 90-е, сделанная на плёночный «Зенит»

При перегонке машины выяснилось, что тормозная система у неё вот-вот помрёт. Ручник также стоял на очереди в могилу. Поэтому по большей части тормозили двигателем. А если уклон и впереди светофор? Тогда начинался цирк. «Ока» не стояла на месте. Она урчала и то ползла вперёд, то откатывалась. Я сидел, готовый выскочить и подтолкнуть машину в нужном направлении. Но Дикобраз, будучи опытным пилотом классических «тазиков», умело удерживал «Оку» на нужной позиции. По трассе эта табуретка легко набирала сотню и больше. Быстрее ехать не решались. Вдруг, чего-нибудь отвалится? Ещё и дорога сквозь дырявое днище просвечивала.

В общем, с помощью высших сил и умения Дикобраза пригнали «Оку» на дачу к товарищу Тихому.

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

Работа с «Окой» велась по двум направлениям. 1 – разработка проставок для катков. 2 – приведение самой машины в рабочее состояние.

Второе направление открыло для нас ещё одну часть культурного кода русского человека.

Нет-нет, речь не про банальный ремонт машины. А именно про осознанную покупку развивающего конструктора марки Ока/Жигули/Волга/УАЗ и последующие за этим превозмогания. Результатом коих становится техно-нежить, покоряющая потом эти ваши Ютубы и Инстаграмы. А заодно пространство/время/сердца суровых мужиков (нужное подчеркнуть).

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

По мере работы с «Окой» мы всё больше проникались её простотой и ремонтопригодностью. А это ой как важно для полевых условий. Очевидно, что поездки по заброшенным веткам не будут проходить без эксцессов (спойлер: так оно и вышло).

Сейчас бы воздеть руки к небу, да заголосить благим матом, да поведать белу свету, как мы решали различные проблемы, возникавшие одна за другой. Часто мы не понимали, как ЭТО смогло само доехать от продавца до текущего места стоянки? И как ОНО вообще раньше ездило? Но это тема отдельного отчёта, если до него руки дойдут. Всё-таки наш опыт вряд ли так уникален. И будет интересен узкому кругу читателей.

После двух лет работы с проектом мы смогли поставить «Оку» на уверенный ж/д ход. Почему так долго? Так исторически сложилось, ибо не только дрезиной занимались.

Итак, на дворе март 2022-го года. Полумёртвая железнодорожная ветка до Электрозавода. Первая полноценная обкатка «Оки» в качестве дрезины.

Сперва мы загнали машину в колею. Поддомкратили и переобули в катки. Катки использовали диаметром 200мм, из серого чугуна. Дёшево и сердито. И переобувать не тяжело. Обычно процесс занимал 30-45 минут, в зависимости от условий, в которых приходилось работать.

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода
Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

Когда ось уже переобута, её предстояло опустить на рельсы. И спуск приходилось тщательно контролировать, чтобы каток не встал на реборду или вообще не ушёл наружу. Если случалось первое, то достаточно было просто немного прокатить дрезину, чтобы она встала в колею. Благо, от прошлого владельца достался удобный «кенгурятник», за который её и тащить можно, и упереться в него, и домкрат под него ставить надёжнее, нежели под гниющее дно.

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода
Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

Во втором случае приходилось заново вывешивать на домкрате и снова опускать.

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

В итоге, дрезина заняла нужное положение.

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

Дикобраз, как самый опытный тазовод, занял место водителя и запустил движок. Прогрел.

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

А после сделал несколько пробных заездов. Проехал не только вперёд, но и задним ходом. Всё работало стабильно… только глушитель оторвался, зацепившись за наледь промеж рельсов. Да и хрен с ним!

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

Стали грузиться в салон.

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

Слышали эти байки про 30 цыган в салоне «Оки»? Мы тоже. Поэтому решили упихаться в него сразу впятером. Разместились с относительным комфортом даже.

И поехали.

Ехали бодро и весело! В тесноте, да с музыкой и с шутками.

ГСС

Ока стала дрезиной и поехала по полумёртвой железнодорожной ветке

17 августа 2022

1:00

Не ведали мы, что через пятьсот метров ждёт нас коварный пешеходный переход через пути. Как подъехали к нему, так сразу хруст и скрежет! Дикобраз ударил по тормозам, хотя и так заблаговременно сбавил ход.

Застряли.

Вышли, осмотрели дрезину. Увы и ах! Не хватило нам дорожного просвета, чтобы благополучно проехать. Наконечником рулевой тяги пропахали по переходу и сели, как лодка на мель.

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

Поднатужились и столкнули дрезину обратно в воду… в смысле, на рельсы!

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

Покатали вручную, снова завели и чуть проехали назад. Вроде всё хорошо. Колёса восьмёркой не крутятся. Получается, отделались лёгким испугом. И при том, получили ценный опыт.

Надо увеличивать дорожный просвет. Иначе любое подобное препятствие (а на заброшенных ж/д ветках таковых немало) так и останется непреодолимым.

Мы вернулись к точке старта, переобули «Оку» в родные колёса и отбуксировали к месту стоянки. Так завершилась первая обкатка нашей дрезины.

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

Когда я заканчивал этот отчёт, то понял, что ещё ни разу не писал про саму ветку Электрозавода. А ведь столько раз ходил по ней! Так что в ближайшее время постараюсь закрыть этот пробел. Ждите отчёт.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Больше отчётов на нашем сайте

Экскурсии по заброшенным местам и подземным рекам

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода

Книга о подземных реках Москвы
Книга “Эпидемия добра”

Дрезина из «Оки» на полуживой ветке Электрозавода
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.